27 июня 2013

Павел Санаев: Мы по уши в глобализации!

Известный писатель и режиссер - о том, почему так много вокруг раздолбаев

Павел Санаев, автор нашумевшего в середине 90-х годов романа «Похороните меня за плинтусом», представил читателям новую книгу: «Хроники раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2». Это история 19-летнего Раздолбая, не знающего, как добиваться своих желаний. Павел Санаев считает, что таких, к сожалению, и было много, и стало еще больше.

Место встречи: кафе возле метро «Аэропорт»
Время разговора: 55 минут

Он строил планы в стране, которая за 3 дня поменялась

- Павел, как родилась эта история?
- Роман я задумал давно, еще в середине 90-х, сразу после того, как был опубликован «Плинтус». Книга охватывает очень большой период времени: с конца 80-х до середины 2000-х. Поэтому я и пишу дилогию «Хроник Раздолбая». Сейчас вышла первая ее часть. Это смешная и драматическая жизненная история 19-летнего Раздолбая, который формировался и строил свои планы в советской стране, а потом страна за три дня поменялась, и он оказался в совершенно иных условиях. Эти перемены совпали с его собственным периодом взросления и становления в жизни. Вот так, если в двух словах. Но мне кажется, краткое описание сюжета — дело неблагодарное. Если бы я сказал вам, что «Похороните меня за плинтусом» — это книга о мальчике, который живет у бабушки, и бабушка его ругает и в то же время любит, вы едва ли решили бы, что книга стоящая.
- Этот роман уже назвали энциклопедией взросления. Насколько он привязан к эпохе или это универсальная история молодого человека?
- Естественно, это завязано на конкретное время. К примеру, молодой человек, родившийся в Америке или Европе, не знает, как это - была одна жизнь и вдруг стала совсем другая. Конечно, это наша история.

Раздолбайство - от невостребованности

- У вашего героя нет имени, он просто Раздолбай. Это уже получается какой-то типаж…
- У меня есть фраза в романе: «Раздолбаю было легче перестать хотеть, чем добиваться этого». Ведь кто такой раздолбай? Это не тот, кто любит развлечься. Развлечься-то можно. А вот человек, который не умеет ставить цель и добиваться ее, прилагая усилия, - для меня раздолбай. Очень многим молодым людям хочется гулять, развлекаться, ходить на дискотеку, хорошо бы еще ездить с девушками на красивой машине, но при этом очень мало кому хочется реально прилагать какие-то усилия к этому. Раздолбаев я не люблю. Они мне не интересны. Я не вижу в них какой-то пружины, энергии. Поэтому я написал антираздолбайский роман.
- Наверное, через раздолбайство почти все проходят по молодости. И вы, наверняка, тоже?
- Я проходил. И мой отчим Ролан Быков вбивал, вбивал и наконец вбил, что нужно что-то делать и прилагать какие-то усилия в жизни. Когда мне было года 22, я зарабатывал на жизнь тем, что перезаписывал кассеты на магнитофоне для видеосалонов. И это казалось шикарным заработком. И я даже не догадывался заглянуть вперед и просчитать на несколько шагов, понять, что эта лафа все равно кончится. И Ролан Антонович высказывал открытое презрение к этому занятию. Он не запрещал, но говорил: «В чем твоя работа? Видеомагнитофон купил я, ты записал фильмы, которые не ты снял, и ты вроде бы пытаешься мне сказать, что работаешь. Это чушь, а не занятие. Вот если бы сценарий свой написал или свой фильм снял, я понимаю. А это ерунда». Мне очень хотелось завоевать его уважение, и в один прекрасный день я вышел из этого видеопиратского бизнеса. И сел писать «Плинтус». Но в идеале лучше, если человек не становился бы раздолбаем, а сразу бы понимал, зачем прилагать усилия. Есть люди, которые уже в школе понимают, что они хотят в ближайшем будущем. И я знаю немало таких ребят.
- Интересно, а нынче раздолбаев больше, чем во времена вашего взросления?
- Думаю, что сегодня существенно больше. Раздолбайство, по-моему, от невостребованности. Когда я вступал во взрослую жизнь в начале 90-х, было намного больше сфер приложения своих сил. И человек мог пойти в авиацию, космическую отрасль, науку, и было много востребованных профессий. Тогда все понимали, что быть достойным человеком - это иметь достойную профессию. А любая достойная профессия требовала усилий в ее овладении. Построить атомную станцию надо все-таки уметь. Ведь когда разрушался Советский Союз, о чем мечтали? Что мы начнем строить конкурентную экономику. Что ВАЗ будет соревноваться с ГАЗом за то, чтобы делать лучше машины. Что Туполев будет конкурировать с Илюшиным и делать лучшие самолеты. А когда выяснилось, что можно ничего не делать и не конкурировать, а просто своровать, то многие выбрали этот путь. И сегодня, когда спрашиваешь у молодых людей, чего ты в жизни хочешь? Почти все отвечают, что хотят быть государственными чиновниками...
- То есть иметь фиксированную зарплату…
- Да просто «пилить». Это болезнь мозга. Желание что-то украсть сидит в мозге нации. Почитайте, как люди пишут в своих интернет-дневниках, как они воруют, работая в салонах сотовой связи. Приходит молодой человек работать в сотовый салон и ему говорят: «Пиццу хочешь?». Он отвечает: «Да, хочу». - «Ну, тогда смотри. Сейчас к тебе придут, будут класть деньги на телефон, ты вот так сделаешь, и получится, что тридцать рублей ты не доложишь. К вечеру набежит 1000 рублей, и мы закажем пиццу». И такое происходит на всех уровнях…

Мы потеряли свою цивилизацию, но приобрели весь мир

- В вашем романе я зацепилась еще за одну фразу: «Пресноводных рыб выпустили в соленую воду». Это вы про свое поколение, попавшее в переходное время. Нынешние молодые они все-таки родились уже в этой соленой воде. Им, наверное, легче во взрослую жизнь входить?
- Смотря кому. Есть люди, увлеченные своим делом. Я был тут в одном колледже, видел ребят, с азартом занимающихся архитектурой, рекламой, фотографией. Но, понимаете, сегодня очень мало сфер приложения для человеческого труда и интеллекта. Вот есть мода. Одни шьют костюмы для моделей, другие ходят в этой одежде по подиуму, третьи фотографируют моделей, четвертые пишут об этом в журналах. И существует целая отрасль. Но если вдуматься, то это абсолютный мыльный пузырь, который ничего не производит. Эту одежду никто не носит. Пока работает остальная экономика, то этот пузырь может существовать. Но как только экономика проседает, то все это становится никому не нужным - мода, фотографы, модели, одежда. Но молодежь идет в эту псевдоотрасль. Ну, да, там можно что-то заработать. А вот не «пузырей» сегодня нет.
- То есть сегодня выбор профессий сузился?
- Да, и значительно. Причем не только в нашей стране, это мировая тенденция. Вон в Испании 50% безработных - это молодежь. Да, можно сказать, что это эффект глобализации. И я не уверен, что можно как-то улучшить эту ситуацию и вернуть все назад.
- То есть дальше будет все хуже?
- Что значит хуже? Ведь можно посмотреть на это иначе. Можно сокрушаться, что мы потеряли свою цивилизацию, которая когда-то называлась Советский Союз и была построена нами и для нас. Нам не понравилось, как она была построена, она вся поломалась. И вот теперь мы в глобализации. Причем уже по уши, и обратного хода нет. Да, количество профессий в России будет сокращаться. Но появляются широкие возможности проявить себя в другом месте. Да, мы потеряли свою цивилизацию, но приобрели весь мир. И теперь усилий, чтобы в этом мире найти себе применение, нужно приложить в десять раз больше, чем это было бы раньше. Ну а что делать?

Автор: Елена АЛЕКСЕЕВА

5 нераздолбайских фактов о Павле Санаеве

1. Он вырос в творческой семье. Его дед - советский артист Всеволод Санаев, мама –актриса Елена Санаева (знаменитая лиса Алиса из фильма «Приключений Буратино»), отчим - культовый режиссер Ролан Быков.
2. Первый раз Павел снялся в кино в 13 лет — в фильме Ролана Быкова «Чучело» в роли Саши Васильева.
3. В двадцать с небольшим написал бестселлер «Похороните меня за плинтусом»
4. Он автор официальных переводов «Властелина колец», «Остина Пауэрса», «Очень страшного кино».
5. Как режиссер снял пять фильмов. Последний - боевик «На игре» получил в США десять фестивальных призов и стал рекордсменом среди российских фильмов в зарубежном прокате.

Комментариев нет:

Отправить комментарий