12 июля 2013

Анатолий Вассерман: Пока никто не делает, ничего не сделается

Самый известный эрудит страны - о домашней библиотеке, неуверенности в себе и обете целомудрия

Этого колоритного человека в огромных круглых очках ни с кем не спутать. А о его жилете с десятком карманов «для самого необходимого» ходят легенды: говорят, что его вес достигает 10 килограммов. Известность и негласное звание самого эрудированного человека страны он получил после того, как несколько лет назад выиграл 22 раза подряд «Свою игру».



Как я остался без медали
Мне приходилось довольно часто спорить с теми, кто выше меня по рангу - в основном, по рабочим вопросам. В таких случаях совершенно бессмысленно действовать по принципу «ты - начальник, я - дурак»: ведь если ты сделаешь неверно, то в конечном счете спросят и с тебя, и с твоего начальника. Поэтому я никогда не стеснялся доказывать свою правоту, если считал, что мой вариант лучше.
Что касается учебы, то мне повезло: в основном мне попадались те, у кого было чему поучиться. Пожалуй, мне в жизни попался лишь один плохой преподаватель - школьный учитель истории. С ним я не спорил - это было заведомо бессмысленно. Просто в тех случаях, когда он явно ошибался, либо я, либо кто-нибудь из учеников громко поправлял его, не вставая с места. Естественно, его это изрядно раздражало, и он постарался отомстить: в девятом классе мне и еще нескольким хорошим ученикам поставил «четверки» за год. Когда я уже заканчивал школу, вышло новое положение о медалях: серебряные медали отменялись вообще, а золотые давались только тем, у кого не было ни одной «четверки» два года подряд. Вот так и получилось, что я остался без медали. 

Полигон для размышлений
В какой-то момент я стал задавать родителям вопросы, как читается та или иная буква. Примерно к трем с половиной годам я мог медленно читать вслух по слогам, а годам к четырем читал бегло и про себя. Сейчас моя собственная библиотека - московская и одесская - начитывает что-то порядка сотни метров книг и журналов. Сто метров - это суммарная длина занятых книжных полок. Когда у меня есть достаточно свободного времени, я обычно за день справляюсь с книгой страниц на 400-500. Но, к сожалению, так много времени у меня бывает очень редко. Поэтому в последние годы и десятка прочитанных книг в месяц у меня не набирается.
Из художественной литературы я читаю в основном ту, которая написана в рамках художественного метода «фантастика». А еще предпочитаю жанр альтернативная история. Мне, как довольно активно действующему политику, хочется делать современную историю, а для этого надо иметь некоторые представления и о том, как ее меняли. Альтернативная история - хороший полигон для размышления о разных методах измерения реальной истории.

О девизах
У меня есть мой собственный житейский девиз. Он совсем короткий, и я не берусь сказать, что это цитата какого-то конкретного автора. Он звучит так: «Пока никто не делает, ничего не сделается». А вообще, у меня не получается вспоминать цитаты просто так, ради того, чтобы что-то процитировать. Аналогично с анекдотами: знаю их великое множество, но всплывают в голове они тоже только применительно к конкретному случаю.

С максимальным напряжением сил
Когда-то я считал, что выполнение определенных задач потребует от меня предельного напряжения сил. Наверное, это можно назвать частичной неуверенностью в себе. И вот, лет двадцать назад психолог Ирина Борисовна Морозовская, с которой мы играем в одной команде уже четверть века, предложила ряд приемов психологической тренировки - как для команды в целом, так и для игроков. Результат оказался очень сильным. Мне она серьезно подняла уверенность в себе. Я даже решился на переезд в Москву в 95-ом году, хотя, не будь во мне уверенности, скорее всего, я бы даже не смог начать переговоры об этом. Сейчас я, как и раньше, считаю, что для выполнения некоторых задач от меня потребуется максимальное напряжение сил. Но теперь я знаю точно: после этого напряжения силы останутся на какие-то последующие задачи.

Переживать неприятности по мере поступления
Я никогда не стремился быть таким, как все. Из-за этого у меня всегда хватало разных проблем. В школе это выражалось в основном в том, что я далеко не со всеми одноклассниками легко находил общий язык. С некоторыми были даже довольно острые конфликты. А вообще, меня абсолютно не интересуют ни сходства, ни различия, поэтому я даже не берусь перечислить, в чем я от кого-нибудь отличаюсь. Что касается осложнений, то отличия от других - далеко не единственная возможность их заполучить. Так что я думаю, что нет смысла заморачиваться этим вопросом специально, а надо по совету моего великого земляка, Михаила Эммануиловича Жванецкого, переживать неприятности по мере их поступления.

Всё глобальное формируется из мелочей
Однажды меня во время интервью спросили, не считаю ли я мелким для своего интеллекта комментировать новости недели на Рен-Тв и на НТВ. Соотношение глобального и локального - вещь сложная, как, собственно, и любая диалектика. Но все глобальное складывается из мелочей. Если вы будете строить стену, и один кирпичик положите криво, то и вся стена выйдет кривой. Но с другой стороны, вы не можете знать, что этот самый кирпич положен криво, если не держите в уме образ всей стены.
Я всегда отбираю для передачи новости, которые будут иметь далеко идущие последствия. И комментирую их с точки зрения своих общих политических взглядов, с глобальной точки зрения. Поэтому то, что я на телевидении работаю в небольших передачах, вовсе не противоречит тому, что у меня есть некие глобальные представления о правильном устройстве мира и лучшем будущем.

Слово - не воробей
Есть по меньшей мере одно решение, о котором я сожалению уже более 40 лет, и о котором мне, скорее всего, предстоит сожалеть ещё очень долго. Это данный мною в 17 лет на первом курсе по юношеской глупости обет целомудрия.
Это был практический аргумент в теоретическом споре. Не пари, как иногда рассказывают, а именно теоретический спор. Мы спорили о целесообразности ограничений на половую жизнь. Я доказывал, что ограничения давным-давно устарели, и чем скорее мы от них откажемся, тем здоровее будем. Тогда мой оппонент, исчерпав все содержательные доводы, перешёл к доводам личностным. И заявил: «Ты свободы для себя требуешь». Будь я старше, то парировал бы его слова тем, что мои личные интересы не обязательно противоречат общественным. Но мне тогда было 17 лет, я не умел спорить. Поэтому рассвирепел и заявил: «Я тебе докажу, что не для себя стараюсь - я вообще половой жизнью жить не буду!». После первого курса я перешёл на другой факультет, он - в другой институт, так что мы друг с другом более не виделись. Но слово - не воробей, вылетит - не застрелишь. Отмене оно не подлежало.


Автор: Елена ХАРО

Комментариев нет:

Отправить комментарий