18 июля 2013

Вечные студенты: кто они и зачем учатся до 50 лет?


В разгар лета мы решили отыскать студентов, для которых поступление в вуз — дело привычное.
Оказывается, вечные студенты не перевелись со времен Пети Трофимова из чеховского «Вишневого сада». Конечно, герою Чехова до нынешних студентов-рецидивистов далеко. В то время как Трофимов к 27-ми годам так и не смог закончить курс, эти ребята успевают за то же время получить несколько дипломов, устроиться на работу мечты и даже обзавестись семьей.

За последние несколько лет система высшего образования в России изменилась — появился ЕГЭ, практически исчезли специалисты, им на смену пришли бакалавры и магистры. Обладателям диплома о высшем образовании, полученном хотя бы год назад, теперь не так просто понять, что же с ним делать и как получить еще одну «корочку». Как человек, не заставший ЕГЭ, я решила позвонить в один из московских вузов и узнать, на что же теперь я могу рассчитывать. Выбор пал на МГПУ (Московский городской педагогический университет), захотелось хоть на один звонок приблизиться к детской мечте о карьере воспитателя в детском саду.
- Здравствуйте, скажите, а можно поступить к вам на втрое высшее, и что для этого нужно?
- Знаете, а у нас это так больше не называется, вам, наверное, в магистратуру нужно.
После долгой беседы выяснилось, что если первое образование у меня гуманитарное (журфак), то при поступлении мне могут зачесть уже сданные экзамены из первого диплома, плюс к этому придется сдать экзамен по психологии. Вот, в общем-то, и все. Никаких мучительных испытаний и обивания порогов вуза, результат мне сообщат на собеседовании сразу после вступительного теста.
Случаев, когда человек идет получать второе высшее образование сегодня не перечесть. Кто-то, отучившись несколько курсов на первой специальности, понял, что это не его, кто-то не смог найти работу, а кому-то интересно продолжить учебу просто для себя.
«На юрфак я поступила спонтанно, — рассказывает мне моя бывшая однокурсница Катя Скубак, — подумала, даже если по специальности потом работать не пойду, в жизни всегда пригодится. Выбрала Институт коммерции и права на Таганке. Экзаменов сдавать не пришлось — все зачли из первого диплома. Это был последний год, когда набирали специалистов, так что меня отправили сразу на четвертый курс, это считается, как первый курс для второго высшего». Теперь пять дней в неделю Катя работает, а на выходных превращается в студентку.
Пожалуй, единственное условие, необходимое для поступления на второе высшее — наличие денег. Конечно, если вы заканчивали вуз по программе специалитета, у вас есть шанс поступить в магистратуру бесплатно, причем не только по своей специальности, но и по любой, где будет похожий перечень дисциплин. Однако мало кто решается связываться с новой волной экзаменов, гораздо проще пройти собеседование, на котором вам озвучат плату за учебный семестр. В зависимости от вуза цена колеблется от 40 до 100 тысяч рублей.

Я и плотник, и юрист.

Но бывают истории и заковыристее. Андрей Смоляков свой первый диплом получил еще в 2000-м году. С того момента он успел пополнить коллекцию еще двумя. Друзья уже привыкли к его вечному статусу студента, а сам Андрей сетует, что скидками по студенческому билету пользуются только дневники.
«Я уже привык быть студентом. Даже когда слышу «бедный студент» — неизменно ассоциирую с собой, несмотря на то, что мне уже за 30 и бедным меня не назовешь. Хотя от скидок в кино не отказался бы, — смеется Андрей. — Первое образование у меня филологическое. Когда поступал, мне казалось, что с таким дипломом смогу работать кем угодно, хоть учителем, хоть ученым. Почти так и получилось — работал я и учителем, и строителем, и продавцом, только до ученого дело не дошло. Через два года скитаний решил открыть свой бизнес: небольшой магазин стройматериалов, потом открыли целую сеть. Тогда стало понятно, что без юридического образования не обойтись. Так мною был получен второй диплом. А потом, когда дела пошли в гору, я просто вошел во вкус. Сразу после окончания юрфака пошел на истфак. Просто так, потому что всегда была интересна история России», — говорит Андрей.
По словам бизнесмена-студента, времени на учебу ему хватает, занятия проходят по субботам, а на время сессии он уходит в небольшой отпуск. «Кто-то любит на пляже отдыхать, а я вот люблю экзамены сдавать. Не жизнь, а поэзия», — снова отшучивается Андрей.

С ЕГЭ шутки плохи.

Ни Катя, ни Андрей не столкнулись с главным препятствием абитуриентов на пути к светлому будущему — с ЕГЭ. Тем не менее, бывают случаи, когда сдавать его приходится не сразу после школьной скамьи, а вместе с собственными детьми. Это случилось и с Маргаритой Александровой. Сегодня ей 46 лет, женщина не скрывает своего возраста и очень гордится тем, что год назад снова стала студенткой.
«Так получилось, что первое образование я не закончила. Забеременела первым ребенком на последнем курсе, муж настоял, чтобы диплом отложила. Но, как это часто бывает, потом захлестнули заботы, появился второй ребенок, в общем, вуз я так и не закончила. Это не помешало мне найти работу и прожить вполне счастливую жизнь. Но чувство невыполненного долга меня не оставляло. Тогда я решила поступить в университет», — рассказывает Маргарита.
Естественно, никаких свидетельств, кроме академической справки, о том, что когда-то она почти закончила вуз, не осталось. Пришлось начинать с нуля. Поступать женщина решила в РГСУ (Российский государственный социологический университет). Маргарита выбрала направление «документоведение», и даже для вечернего факультета понадобилось сдавать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. «Сдавали в специальном центре при вузе, готовилась вместе с младшим сыном, который заканчивал школу. Нанимали репетиторов и занимались каждый вечер. Конечно, мне все давалось сложнее — со времен школы все давно забыла. Но проходной балл набрала», — говорит Маргарита.
Сегодняшние вечные студенты, может, и успешнее тех, что были сто лет назад, а все-таки тоже романтики в душе. И нет им дела до того, что за одной партой с ними может оказаться кто-то вдвое младше, а друзья, услышав об очередной сессии, в очередной раз спросят: зачем все это? Главное для них — возможность продолжать узнавать новое и может быть, именно так бесконечно продлевать свою молодость.

Комментариев нет:

Отправить комментарий