01 мая 2013

 ИСТОРИЯ  Одурачить учителя - был его конек

Как Николай Гоголь добился признания однокурсников, превратившись из забитого изгоя в острого на язык пересмешника

Никоша воспитывался в провинциальной помещичьей семье в деревеньке Великие Сорочинцы. Семья его дружила с владельцем соседнего имения Иваном Орлаем, который был директором Гимназии-лицея высших наук в Нежине. Таким образом, вопрос, куда отдать сына учиться, перед родителями не стоял. Будущий классик особо не противился. В 12 лет он вместе с крепостным слугой Семёном отправился в путь. Впереди его ждали 7 лет учебы.

«Поглядите на эту девочку!»
Гимназия, в которую ехал Гоголь, существовала всего год. Она была еще плохо организована, не хватало учителей, не было устава, учились в ней всего 50 воспитанников, разделенных на три отделения. Зато само здание «альма матер» было шикарным - усадьба с флигелями и фронтоном на колоннах. Просторные классы и спальни. Вокруг густой, тенистый сад, тихая речка, поросшая камышом.
Прибытие маленького Никоши в лицей запомнилось всем его однокашникам. Какой-то бородатый дядька ведет завернутое во множество фуфаек чудо с маменькиным платком на голове. Дядька долго развертывал чудо словно капусту. Наконец, из одежек выглянуло худенькое личико с длинным носом. Никошу обступили и начали дразнить: «Золотушный!», «Поглядите на эту девочку!». Будущий классик пугливо озирался по сторонам и едва сдерживал слезы.
- Когда Гоголя привезли в лицей, он был хилым, болезненным и очень бледным мальчиком с длинными редко расчесанными белокурыми волосами. Он страдал то золотухой, то скарлатиной, - оставил воспоминание преподаватель латинского языка Иван Кулжинский. - Гоголь дичился новых товарищей. Был молчалив, почти всегда мрачен. Целый год он был жертвою их насмешек и разных проделок. Его слуга Симон часто просиживал над ним целые ночи, утешая его, уговаривая не плакать.
Новичок быстро получил от однокашников прозвище «мертвой мысли», то есть человека, который молчит подобно могиле. Другие называли его таинственным Карлом.

Учитель словесности презирал Пушкина
В лицее изучали закон Божий, русский, греческий, французский, немецкий и латинский языки, математику, химию и физику, историю и географию, философию и логику, римское право и русское, государственное хозяйство, военные науки, рисование, музыку, пение, танцы, фехтование. Несмотря на уйму предметов, сам уровень образования оставлял желать лучшего. Слишком насыщенная программа привела к тому, что науки давались очень поверхностно.
- Нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, - говорил впоследствии Гоголь.
Еще хуже, что большинство преподавателей просто-таки отбивали у учеников тягу к знаниям. Например, учитель словесности Никольский не признавал поэтов после Державина и Хераскова, а Пушкина глубоко презирал, хотя и никогда не читал. Однажды Гоголь подсунул ему под видом собственного сочинения отрывок из «Евгения Онегина». Учитель все переправил, но даже не заподозрил обмана. Или учитель истории Моисеев, который заставлял зубрить целые главы учебника, а на лекциях слово в слово их пересказывать. Куда больше Моисеев интересовался своими нарядами. Особо он любил являться в гимназию в голубом сюртуке, голубом шарфе и голубых панталонах.
Естественно, были в лицее и выдающиеся преподаватели: юрист Белоусов, математик Шапалинский, француз Ландражин и немец Зингер. Но общая ситуация с уровнем образования была удручающей. Во многом из-за этого, частью из-за своего характера, Гоголь учился отвратительно. Больше всего он любил поговорить с местным садовником Ермилом, с удовольствием учился играть на фортепиано, заметно оживлялся на уроках рисования. В остальном, Гоголь был ленив, нерадив, неряшлив и даже не обращал внимания на такие мелочи, как плохая отметка в журнале. Но способности у мальчика явно были. Если уж совсем припрет, к уроку или к экзамену он мог отлично подготовиться всего за одну ночь.

Никоша заточил язык
Нежинская гимназия высших наук князя Безбородко

Мало-помалу Никоша привык к лицейской жизни, у него появилось несколько товарищей. Теперь, когда кто-то пытался поиздеваться над ним, он отвечал такими едкими сарказмами, что шутникам приходилось прикусывать языки. Довольно скоро за Гоголем закрепилось слава остроумца и пересмешника. Одурачить учителя, дать меткое прозвище однокашнику - это был его конек. Одного лицеиста, часто нападавшего на него, он прозвал за коротко остриженные волосы «Расстригою Спиридоном», даже нарисовал карикатуру с подписью и повесил ее в коридоре. Утонченному мажору Николаю Кукольнику он дал прозвище «Возвышенный». Привязалось, не отмоешься. А как Гоголь отомстил задире Риттеру? Парень этот был очень мнительный, и вот однажды:
- Знаешь, Риттер, давно я наблюдаю за тобою и заметил, что у тебя не человечьи, а бычачьи глаза. Долго я сомневался и не хотел говорить тебе, а теперь вижу, что это несомненная истина - у тебя бычачьи глаза, - Гоголь науськивал несколько дней подряд. Мало того, он еще и слугу Риттера подкупил. Тот тоже стал говорить, что у барченка нашего глаза-то бычьи, а не человечьи. Дошло то того, что бедняга Риттер побежал к лицейским врачам. Они приняли его за сумасшедшего и целую неделю пичкали пилюлями.
Не меньше от Гоголя доставалось и учителям. Например, очень он не любил препода русского языка Билевича за то, что тот сводил занятия к чтению учебника.
- Вот что наш Никоша придумал: взял и склеил несколько страниц в учебнике, чтобы тот тоньше стал, - оставил запись однокашник Константин Базили. - Не состыковка по смыслу страниц озадачила Билевича. Но он так ничего и не понял, решив, что «должно быть столь сложная речевая конструкция - это метафора».
Одурачивал он и друга семьи директора Орлая. Бывало, идет тот по коридору в урочные часы, отлавливает прогульщиков. Навстречу Никоша. Другие воспитанники бы сразу спрятались. А Гоголь прямиком к директору:
- Ваше превосходительство! Получил от матушки письмо. Поклон вам от ней!
- Душевно благодарю,- отвечал обыкновенно директор,- будете писать матушке, не забудьте поблагодарить ее.
За плохие отметки и за разные провинности Гоголя нередко сажали на хлеб и воду. А однажды было решено его высечь. Так он, чтобы избежать наказания, прикинулся помешанным. Стал пронзительно кричать, биться в конвульсиях, да так, что его отправили в лицейскую больницу, где он пролежал две недели, обманывая врача. Потом такую аферу хитрый Гоголь проворачивал каждый раз, когда хотел отдохнуть от учебы и начальства. В больнице он любил почитать книги, особенно Пушкина и античную литературу.

Лучший комедийный актер
На старших курсах нежинские лицеисты очень увлеклись театром. Инициатором был Гоголь. Ставили спектакли все ребята собственными силами. Директор Орлай покровительствовал этой затее и даже предоставил реквизит, взамен попросив ставить пьесы и на иностранных языках тоже. На первый спектакль съехались родственники лицеистов, заинтересовались многие окрестные жители.
И вот на сцену является Гоголь. По сюжету - он дряхлый старик в простом кожухе, бараньей шапке и смазных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, доходит крехтя до скамейки и садится. Трясется, хихикает и кашляет таким удушливым и сиплым старческим кашлем.
- Вся публика грохнула неудержимым смехом, - вспоминал однакашник Прокопович. - С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. На его выступления стали приходить специально.
В другой раз Гоголь взялся сыграть роль страшного скряги и опять вышло с блеском. Потом неподражаемо сыграл госпожу Простакову из «Недоросля». Довольно скоро его негласно признали лучшим комедийным актером в театре. Пасовал он лишь в иностранных пьесах, так как языков никаких так толком и не выучил.
Росла популярность театра, зрителей становилось больше. Но как только Орлай ушел с должности директора, все полетело в тартарары.
Препод русского языка Билевич тут же донес о лицейском театре окружному попечителю. «Спешу сообщить, что театр устроен без всяких разрешений и согласований. Ставятся сомнительные пьесы». В лицее начались дрязги, ссоры между преподавателями. Они разделились на два лагеря: условные либералы и консерваторы-реакционеры. Победили вторые. Театр перестал существовать. К счастью для Гоголя, он уже почти окончил гимназию.

Эпилог
Несколько произведений Гоголь написал уже будучи лицеистом. Многие до нас не дошли, остальные сильно проигрывают его классическим произведениям. Сам Гоголь говорит так об этом своем опыте:
- Мысль быть писателем мне никогда не всходила на ум. Я думал просто, что я выслужусь, и все это доставит мне служба государственная.
Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь вместе с другим выпускником Данилевским уехал в Петербург искать себе службу.

Автор: Егор ПЕРЕЖОГИН

Комментариев нет:

Отправить комментарий