25 апреля 2013

 СПОРТ  Эдуард Николаев: КамАЗ — это же Девочка!

Чемпион «Дакара-2013» рассказал о том, как проходят гонки на самых мощных машинах

Место встречи: грузовик КамАЗ, на пути в Татарстан
Продолжительность разговора: 30 минут
Алина Распопова

Эдуард Николаев — молодой пилот команды «КАМАЗ-мастер», которая завоевала недавно все три призовых места на самом престижном мировом ралли «Дакар-2013» в Южной Америке. Встречаемся в 7 утра у его победного КамАЗа во дворе Университета машиностроения. Накануне Эдуард встречался здесь со студентами, а чтобы спокойно выехать на такой махине из Москвы и доехать до родины команды, в Набережные Челны, выдвигаться нужно никак не позже. С трудом забираюсь по огромному колесу на место штурмана, и мы едем!

Путь от механика до пилота

— Эдуард, расскажи, как проходят гонки «КАМАЗ-мастера»?
— Ралли «Дакар» — это наш экзамен. В гонке участвуют четыре грузовика. Три «боевых» едут на результат. У них внутри практически ничего нет, только топливный бак объемом 1000 л и два запасных колеса. За ними едет такой же автомобиль технического сопровождения. И никто никогда не оставит друга в пустыне! Даже если занимает лидирующее место. Как-то мне просто нужно было «довезти» 1-е место, но на одной из дюн я увидел висящий КамАЗ и вытащил его. Мы могли остаться там оба — я бы потерял 1-е место, мой напарник потерял бы 2-е. Но благодаря этой командной тактике мы завоевали весь подиум. Всего на счету команды уже 11 побед. Ее автор — основатель «КАМАЗ-мастера» Семен Якубов.

 — А как вы готовитесь к гонкам?
— Сейчас я приеду домой, оденусь в спецодежду и буду заниматься своим автомобилем. Чтобы стать пилотом, нужно пройти путь от механика, изучить автомобиль от и до, чувствовать, что с ним происходит, чтобы знать, стоит тебе останавливаться или нет. Ведь борьба идет за секунды. У нас есть своя техническая база в Набережных Челнах. Есть свой центр подготовки команды, а также оздоровительный центр. Три раза в неделю все члены экипажа в обязательном порядке посещают спортзал, а за месяц до проведения соревнований — ежедневно.
— Как экономите время на трассе?
— Например, экономим время на завтраке. Он может состоять только из хлеба и воды или чая с печеньем. Потому что все это может тебе дорого стоить на спецучастке. Затем 7-8 часов идут в темпе напряженной езды, даже до вот этой трубки с водой не можешь дотянуться — трясет так, что если отвлечешься, то пробьешь колесо!
— Говорят, что в грузовиках от российских КамАЗов одно название…
— Да, у нас много запчастей нероссийского производства, но мы никогда не перепрыгиваем через наших и ставим иностранную деталь только в том случае, если понимаем, что у нас пока невозможно ее найти. Все внутренности придуманы нашими ребятами, многие детали усовершенствованы. На «Дакар-2014» наша команда поедет на тутаевских моторах. Возможно, у нас будет стоять кабина от «Мерседеса Бенц», но нижняя часть и места, где мы будем сидеть, будут наши, просто сверху эту «банку» наденут.

Целый зверинец в кабине

— Есть ли у тебя талисман?

— Да, у меня в кабине целый зверинец, подаренный близкими людьми. Слева лев — я родился в год Льва. Справа тоже мягкая игрушка — панда штурмана. И еще медвежонок, которого подарила супруга Семена Якубова, — это талисман команды. После соревнований я их чищу и опять вешаю.
— А ласковые имена машинам даешь?
— На самом деле, хоть мы и называем автомобили КамАЗами, для меня это — девочка! Когда мы финишируем, я люблю ее поцеловать в бампер, могу погладить. Ведь это тоже живое существо! Наверное, это может понять только человек, который его собирал. Только представьте, эта девочка проехала со мной в таких жестких песках, а теперь она здесь. Иногда я с ней даже разговариваю. Бывает, в сложные минуты идешь в песке и думаешь: «Вытянет или не вытянет?!» И прямо ей говоришь: «Давай, еще чуть-чуть осталось!» И тут мотор делает так: «Бр! Бр!», и машина переезжает перевал — вот это самые счастливые минуты!
— Смотрю, в грузовике даже жить можно, только магнитолы нет!
— Какая магнитола? Жестянка, никакой шумоизоляции. (Стучит по крыше.) Зато у нас рации стоят, мы всегда переговариваемся. Есть все, чтобы перекантоваться пару дней, если что-то случилось, и дождаться технической помощи. Нам ежедневно выдают сухпай, имеются палатка, спальные мешки, спутниковый телефон, который позволяет дозвониться из любой точки и сообщить свои координаты. Ночуем мы от пункта до пункта. Ночные механики обслуживают машины, а в техничках есть жилой автобус — там места раскладываются, как в купе в поезде. Утром мы едем по своему маршруту, а технички — к биваку, куда мы приезжаем после прохождения спецучастка. Это целый город. Все спортсмены ночуют в этом лагере, ремонтируются, едят, а утром снова на старт. И так две недели. В этом году мы стартовали в Перу в Лиме и финишировали в Сантьяго. До последнего маршрут неизвестен.

Ректор и декан продлевали сессию для меня

— Как ты пришел в спорт?
— Меня всегда тянуло к технике. Отец занимался мотокроссом, часто катал меня. Но родители не хотели, чтобы я связывал свою жизнь с железом, отдали меня на спортивную гимнастику и поначалу даже не разрешали заниматься картингом. Приходилось притворяться, что иду на занятия, а сам бежал в карт-клуб. Потом родителям деваться было некуда, когда я собрал свой карт, они согласились, и с 11 лет я стал заниматься техникой. Первая победа пришла уже на следующий год. Затем меня заметил Семен Якубов, и я попал в команду.
— Потом вуз?
— Да, я учился в Политехническом институте Набережных Челнов по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство» — его окончили многие члены команды. Совмещать учебу и спорт было очень тяжело. Я с утра учился и сразу же ехал на работу. Но ректор и декан были в курсе моей ситуации, помогали, продлевали сессии ради соревнований. И у меня была отличная практика!

4 неавтомобильных  ФАКТА об Эдуарде Николаеве
1 Любимое блюдо — татарский пирог балиш.
2 Любит кататься на горных лыжах.
3 Не сидит в социальных сетях.
4 Учит английский язык.

Комментариев нет:

Отправить комментарий