18 июня 2013

 КИНО Таисия Игуменцева: Женский пол — это сильный пол



Недавняя выпускница ВГИКа прославилась в Каннах своим полнометражным фильмом
24-летняя Таисия Игуменцева представила в Каннах свой первый полнометражный фильм «Отдать концы». Это право Таисия получила в прошлом году, став победительницей в каннской программе студенческих фильмов Cinefondation с короткометражкой «Дорога на». Незадолго до поездки в Канны недавняя студентка ВГИКа рассказала «Кампусу» о своей новой работе.


Место встречи: кафе на Никитской
Продолжительность
разговора: 47 минут



Жить здесь и сейчас

— Таисия, про что твой новый фильм?
— Это простая, легкая и очень интернациональная история. Действие происходит в деревне, правда, очень нетипичной для России деревне. По телевизору объявляют, что такого-то числа и в такое-то время состоится конец света, и каждый по-своему начинает к нему готовиться. Для кого-то это повод переосмыслить свою жизнь, для кого-то — забиться в истерике и пуститься во все тяжкие. В фильме нет главных героев: каждому персонажу отводится своя линия, на которую он по-своему реагирует.
По жанру «Отдать концы» — трагикомедия, а главная мысль картины — «не стоит ждать, когда вас припечет». Ведь если задуматься, то и правда не стоит ждать конца света, чтобы оглянуться на свою жизнь и понять, что в твоей жизни не так и как это изменить. Нужно жить здесь и сейчас: любить, ненавидеть, действовать, ценить то, что у тебя сейчас в настоящем.
— Ты говоришь «нетипичная для России деревня». Что это значит?
— Мне хотелось показать глубинку с положительной стороны. Без трагедий, без налета нищебродства, самогона и многодетных семей. Нечто незапятнанное, где все очень слаженно, а люди искренне чувствуют и любят. Например, наши герои очень стильно и красиво одеты. Один из них — технический чудак, инженер, эдакий Кулибин, который устраивает и облагораживает деревню своими изобретениями. У нас даже настоящие плавающие УАЗы в деревне есть!
— Вся твоя команда старше тебя. Сложно быть молодым режиссером?
— Это, конечно, налагает определенную ответственность: профессия такая. Но я отношусь ко всему с долей иронии, и у меня — что на площадке, что в фильме — все происходит в трагикомическом ключе. Помню, как-то раз снимали сцену, в которой корова должна была пробить стену своего хлева и выбежать из него. Что мы только не делали, чтобы ее выгнать: и палками махали, и кричали. А она просто взяла и заснула… Юмор вообще очень помогает в жизни.

Чтобы к тебе прислушивались, нужно стать личностью

— Однажды ты в интервью говорила о том, что в кино надо ломать стереотипы. А какие стерео­типы раздражают тебя в реальной жизни?
— Меня раздражает, когда с детства девушек воспитывают в том ключе, что они должны быть слабым полом. Моя профессия доказывает, что женский пол — это сильный пол.
— Неужели до сих пор есть девушки, которые считают иначе?
— Конечно! Очень многие мечтают всю жизнь сидеть дома, воспитывая детей, не работать и ждать, пока муж будет им прикатывать машины и деньги. Самое страшное, что, как правило, такое воспитание идет именно от женщины. А бывает, что и общество налагает на человека отпечаток, и он начинает стараться чему-то соответствовать. Я считаю, что прежде всего нужно прислушиваться к себе и действовать так, как подсказывает тебе сердце.
— А ты в каком возрасте этому научилась?
— Мне повезло: родители воспитали меня достаточно свободным подростком и всегда ко мне прислушивались по принципу «Не мешай ребенку, он сам знает, что ему лучше». То же самое было в институте, когда Алексей Учитель предоставлял нам полную творческую свободу, чтобы мы нащупали свой авторский стиль в кино.
— Что в твоем понимании значит «свобода»?
— Когда у тебя есть выбранная тобой среда, в которой ты можешь реализоваться, в которой чувствуешь себя уверенным и нужным и не прогибаешься под чужое мнение. Для того чтобы к тебе начали прислушиваться, надо стать личностью и иметь свою позицию. Я иногда думаю о том, что быть сильным человеком гораздо сложнее, чем быть слабым, потому что нужно непременно тянуть всех за собой.
— Слабый человек может измениться, если захочет… Или ты считаешь, это — приговор?
— Мне кажется, люди редко меняются. Определенный костяк закладывается в тебя с детства, и на него со временем наслаиваются остальные «косточки». Этот костяк может обрасти новыми интересными вкусами, попробовать впрячься в одно, в другое, третье, но все равно потом вернется к точке отсчета.

Документальное кино — это исследование

— Ты пошла во ВГИК учиться на режиссера документальных фильмов. Необычный выбор специализации…
— Я училась в мастерской Алексея Учителя, и этим все сказано. Он совершенно уникальный человек, и мне очень повезло, что я к нему поступила. А вообще документальное кино помогает объективно смотреть на вещи и понимать людей — очень полезное умение для того, чтобы потом не врать в игровых фильмах.
— Хочешь сказать, что работа режиссером-документалистом помогла тебе лучше понять жизнь?
— Документальное кино — это исследование. Нужно быть и хорошим психологом, и хорошим аналитиком, и драматургом одновременно. В игровом кино ты придумываешь сюжет и поворачиваешь его так, как тебе кажется правильным. В документальном кино такого нет. Ты работаешь с уже имеющимся материалом, настраиваешь человека на нужную волну и генерируешь его жизнь в сюжет. Это хорошая школа жизни.
Во время учебы я работала над документальным фильмом про «Праздник самоубийц» — о реально существующем форуме, на котором люди встречались, чтобы отметить, когда кто-то из них уходил в мир иной. Я сидела на этом форуме, общалась с этими людьми, и на меня это наложило очень большой отпечаток, потому что мне приходилось быть и режиссером, и психологом. Этот фильм должен был стать моей дипломной работой, я уже даже название придумала… Но потом мне пришел в голову сценарий «Дороги на», и я сняла игровой фильм.
— Изменилась ли твоя жизнь после победы в Каннах?
— Призы и премии вряд ли могут воспитать в тебе что-то новое. Меня скорее изменила работа над полнометражным фильмом: я выросла, окрепла, и у меня появился иммунитет ко многим вещам и перипетиям моей жизни. Возвращаясь к вопросу о победе в Каннах — я считаю, что какие бы у тебя ни появлялись новые возможности, главное — прежде всего оставаться хорошим человеком, а не режиссером.
— А чем отличается человек от режиссера?
— Если заиграться в своей профессии, становится тяжело выйти из этого состояния и понять, какой ты на самом деле. А люди очень хорошо эту фальшь чувствуют. Надо быть искренним. Я — человек.  

4 нережиссерских факта о Таисии Игуменцевой

- В детстве хотела стать врачом, а любимой книгой была «Хирургия в стихах».
- Выросла в спальном районе Москвы и не хотела бы жить в центре.
- Хорошо играет на фортепиано.
- Лучшими критиками считает своих родителей

Комментариев нет:

Отправить комментарий