24 мая 2013

 КИНО  Даниил Страхов: Строить планы на будущее — бессмысленно

Известный актер рассказал, почему студенческое время было для него мучительным

Настоящую известность актер Даниил Страхов получил, сыграв молодого Штирлица в многосерийном фильме «Исаев». Он много играет в театрах и снимается в кино. А недавно стал ведущим в документальном фильме «Москва — Берлин. Завтра — война» режиссера Юрия Кузавкова. Мы встретились с Даниилом в «Театриуме на Серпуховке» незадолго до начала спектакля «Идеальный муж», в котором он играет одну из главных ролей.

Место встречи:
«Театриум на Серпуховке»
Время разговора:
38 минут
Елена ХАРО


Существую в собственном режиме

— Даниил, как вы стали участником документального фильма о нравах довоенной ¬Германии? Интересуетесь темой?
— Я уже работал с режиссером Юрием Кузавковым на документальном проекте «Генералы против генералов». К моему удовольствию и радости, он снова предложил мне стать своим рупором или, лучше сказать, чревовещателем. Это сотворчество не на уровне написания сценария и какого-то исследовательского опыта — у нас совпадает мироощущение, и, вероятно, поэтому мы довольно быстро находим правильные интонации.

— Насколько я поняла, «Москва — Берлин...» — кино про обычных людей. О том, как они отдыхали и чем жили, какими были их семейный быт и увлечения… Что вам особенно запомнилось в ходе работы над картиной?
— Наверное, то, что предвоенная Германия очень похожа на Советский Союз тех же времен. Очень много знаков равенства: и в том, как выстраивалась внутренняя политика, и в том, как люди встраивались в новую систему координат, плюс их ожидания и мечты. Все это лишний раз убеждает меня в том, что правда нашего недавнего прошлого совсем иная, чем та история, которая переписывается у нас каждые пять лет.
— Вы сейчас играете в нескольких спектаклях в Театре на Малой Бронной и в Et Cetera. А в кино вас совсем не видно…
— Все верно. Но есть еще телевидение. На Первом канале скоро выйдут два сериала — «Инкассаторы» и «Цезарь», на «России» в мае выйдет «Апофигей», — четырехсерийный фильм по роману Полякова. Есть и другие телефильмы, которые ждут своего выхода… Вообще, это разделение в смысле качества кино— и телефильмов давно ушло в небытие.
— А как же новые театры и объединения? Мне казалось, сейчас театральный мир испытывает небывалый подъем.
— В современной драматургии действительно что-то происходит, но это не имеет ко мне никакого отношения. И дело не в том, что я этим не интересуюсь. Просто все это — довольно замкнутая структура. Люди объединяются по интересам или по каким-то другим признакам и существуют локально. Я в эти объединения не вхожу и существую в собственном режиме.

Долгий брак сейчас редкость

— Вы выбрали институт по призванию. Нравилось учиться?
— Никакой положительной ассоциации у меня по поводу студенчества нет. Наоборот, для меня это было мучительное время. Я поступил в 17 лет и многого в себе не понимал. Возможно, поэтому студенчество изначально заложило во мне мучительную интонацию самопоиска и попытки ощутить себя в этом пространстве. Сейчас, конечно, все иначе. Я научился получать удовольствие от своей профессии, я ее люблю, обожаю и нахожу в ней больше положительного и позитивного, нежели чего-то разрушающего.
— Читала, что со своей женой вы познакомились во время учебы более десяти лет назад…
— Да, мы однокурсники.
— Как правило, студенческие семьи не столь долговечны. В чем секрет вашей, как вы считаете?
— Про недолговечность студенческих семей поспорю. Я знаю много примеров как в ту, так и в другую сторону, и не только в актерской среде. Другой вопрос, что долгий брак — вообще редкость в современном мире. Традиция семьи уходит из нашей жизни, и если раньше такие понятия, как «брак выходного дня», были дикостью, то теперь это — норма. Я уж не говорю про однополые браки… Так что какой уж тут секрет? Мне он неизвестен. Да и если б знал, то не сказал бы.
— А с чем эта тенденция связана, на ваш взгляд?
— С тем, что при помощи всех возможных средств в человека закладывается идея фикс о том, что надо получить максимальное удовольствие от жизни. Познать мир и соблазниться им по максимуму. Это все не может не расшатывать семейных устоев и традиций. Плюс так называемая политкорректность сексуального характера — это льет воду на ту же самую мельницу. Церковь могла бы быть каким-то сдерживающим фактором, но уважение к церкви в последнее время все падает и падает. И это тоже влияет на современные семьи не лучшим образом.
В нас все природой заложено — и плохое, и хорошее
— Складывается впечатление, что вы - человек, настроенный критично по отношению к окружающему миру. Это так?
— Критично я настроен по отношению в первую очередь к себе. А по отношению ко всем остальным стараюсь быть снисходительным.
— Получается?
— Не всегда. Снисходительность должна основываться на внутреннем покое, а профессия актера — беспокойная, и соблюдать какой-то внутренний баланс сложновато. Но менять в окружающем мире я бы ничего не стал. Хотя бы потому, что тут какими-то полумерами не обойдешься.

— Вы как-то сказали: «Сам себе являюсь учителем». Это, наверное, еще сложнее?
— Смотря что вы имеете в виду. Если говорить о самосовершенствовании, то я уже давно сомневаюсь, что человек способен на какой-то «рост». Наверное, можно себя воспитать, как Мартин Иден, но Мартин Иден, как мы знаем, плохо кончил. Мне больше нравится слово «самопознание», оно более точное и менее амбициозное. В нас ведь природой всё заложено — и плохое, и хорошее. Но без знания себя ты никогда не сможешь примириться с мирозданием.
— Вы любите строить планы на будущее?
— Нет. Это бессмысленно. Жизнь каждый день преподносит неожиданные повороты, и планировать свою жизнь на продолжительное время глупо. Даже в отпуск я обычно срываюсь неожиданно, когда понимаю, что у меня действительно в этот момент есть свободное время, и это всегда в порядке импровизации.
— У вас есть жизненный принцип, который вы никогда не нарушаете?
— Не очень понимаю, о чем вы.
— У всех они разные. Кто-то, например, никогда не опаздывает…
— Я думаю, что им это не удается. В Москве не опаздывать невозможно. Я очень пунктуальный человек, но сегодня опоздал на встречу на полчаса из-за пробок. Вот и спрашивается: зачем мучить себя какими-то никому не нужными обязательствами? Лучший барометр — это твоя совесть.  

4 неактерских ФАКТА о Данииле Страхове

Оканчивая школу, он прошел программу 1-го курса Бауманки по математике. Просто так.
Последнее лето перед поступлением в театральный провел на конюшне, ухаживая за лошадьми. Тоже просто так.Любит собак. У него нет хобби.

Комментариев нет:

Отправить комментарий